logotip

Пасхальные открытки. История создания открыток и судьба открыток

Праздничный день – Светлое Христовое воскресенье, самый главный у православных крестьян. Приносящий улыбки, много солнца и радостную весть. Из уст в уста передаются не простые по смыслу слова «Христос воскресе! – Воистину воскресе».  Этой фразе не одна тысяча лет. Но и по сей день она наполнена глубочайшим смыслом для большей части верующих земного шара.

Хватит истории самого праздника, переключимся на поздравительные открытки. С конца 19 века начинает своё стремительное развитие и распространение вид поздравления через открытые письма. Что давало возможность верующим находясь на огромном расстоянии друг от друга передавать знаменитую пасхальную фразу и искренние поздравления получателю. Католические верующие получили данную возможность многим раньше, чем наши соотечественники. Что очень отобразилось на темы изображения картинок на открытках.

В России мода на открытки появилась примерно в этот же момент и уже в начале двадцатого века сотни тысяч открыток пересылались, с помощью почтовой службы, во все, даже самые отдаленные, уголки нашей огромной страны.

Подробнее рассмотрим историю появления и развития открытого письма в после революционное время. Поскольку простой эту историю никак не назовешь.

Красочное изображение, или, открытое письмо, так называли её изначально, как известно появилась более ста лет назад, но ни в одной летописи не найдена точная дата появления такого вида передачи поздравительных писем. Но она не была первой новинкой, ее предшественницей считается гравюрная карточка, которую производили на очень плотной и толстой бумаге. Это было изобретение парижского гравера Демезона. Отечественные прототипы изготавливались из луба, а назывались они лубочные портреты.

Но широкое развитие открытые письма получили спустя одно столетие, опять же с лёгкой руки французских жителей. В то время полным ходом шла франко-прусская война, и солдаты порой не имели даже листочка, чтобы написать письмо домой. Вот они и начали писать на том, что есть под рукой. Один умный торговец книгами понял, что это принесёт огромное состояние. С его лёгкой руки начали печатать не большие карточки, в которых обязательно оставлялось место для адреса и самого поздравления.

Так вот сами изображения на карточках стали рисовать сами отправителя, чтобы как-то скоротать время до отправки послания и не много развеять голову от суровых тягот военного времени. Книготорговец приказал напечатать на обратной стороне патриотическую символику – это и была первейшая открытка с рисунком на обратной стороне.

Молниеносно, жители Франции, а после и всего мира оценили это яркое и достаточно красочное письмо для поздравления людей, находящихся не в зоне шаговой доступности. На них писали поздравления с новым годом, днём рождения, рождением детей и конечно же с праздником Светлой Пасхи.

Не пройдет и нескольких лет как французское веяние на тематические поздравления охватит всю Россию. Отнюдь не только жители богемных сословий начали писать взаимные поздравления. Образованные крестьяне поняли, как это удобно и не дорого, поздравить родственную душу на другом конце страны с абсолютно любым праздником.

Не сразу у нас появились производства красочных мини картинок для письма. Сначала огромное количество привозилось из других стран. Но поскольку за рубежом больше развита католическая вера, соответственно в открытках была нарисована соответственная атрибутика: кролики, цыплята и многое другое, что наш верующий человек не особенно и понимал. Потом появилось множество карикатур на тему православной веру. Только благодаря развитию открыточного поздравления в России и понимания заграничных художников, что это очень выгодное направление, стали рисовать и пасхальные изображения для России.

Понимая насколько данное производство выгодно для страны в целом в конце девятнадцатого века Министерство внутренних дел дало разрешение на открытие частных производств и пересылка красочных открыток внутри нашей страны.

Первой коллекцией красочных рисунков на тему Пасхи стал набор из четырёх весенних акварелей великого художника Николая Карамзина. Она должна была стать благотворительным подспорьем после опустошительной Русской турецкой войны. Принцесса Евгения Ольденбурская недужим рвением управляла российской Общиной Красного Креста Св. Евгении, которая и занималась развитием различных коллекций поздравительных открыток на благотворительные цели.

Не одна открытка с тематикой Пасхального торжества печаталась под руководством данной общины. И каждая была практически художественным шедевром, которую разглядывали часами и передавали по наследству как какую-то художественную реликвию. Поскольку многие иллюстраторы, участвующие в создании красочных изображения, были знаменитыми на тот момент художниками.

Деньги, полученные от продажи поздравительных открыток, направлялись на помощь страждущим и бедствующим медицинским сестрам, работающих в госпиталях. Каждая серия печаталась огромным тиражом в десять тысяч экземпляров, но она исчезала с прилавков за несколько дней, настолько были популярны. На протяжении двадцати лет напечатали более шести тысяч видов изображений.

Постепенно в России появляются больше печатающих изданий, но и из-за рубежа продолжают присылать свои открытки издатели. Эти произведения на порядок отличались от отечественных аналогов. Поскольку печатались на более современном оборудовании и с использованием качественных красок и материалов.

Картинки для Пасхи изображали нежных ангелков, аппетитные куличи, весенние цветы, восковые свечки и пасхальную православную атрибутику. Очень популярно стало изображение православных традиций, а также крашенные разными способами куриные яйца.

С началом первой мировой войны тематика открыток не много сменилась на военную тему. Популярны стали молодые сёстры милосердия, бравые военные, семья императора. Главным изображением считалась картина с Петром вторым, который передавал крашеное яйцо простому военному.

С началом весны семнадцатого года на пасхальные открытки обрушилось много запретов, негатива и обвинений в пропаганде запретной православной религии. Стали изображать простых рабочих с тяжелыми инструментами облокачивающихся на пасхальное яйцо. Надпись заменили на «Слава русскому народу!»

Именно в этот момент начинается полный запрет пасхального вида открыток. Прославлять религию, считалось не допустимым действием. Только эмигранты из России могли позволить себе подобного вида поздравление. Да и заграничные типографии не упустили возможность печатать как можно больше подобных милых изображений. Понимая, что спрос на них со временем будет только расти. И оказались правы, порой эмигрант отдавал последние деньги, только ради частички потерянной родины.

После окончания второй мировой войны открытки с пасхальными изображениями постепенно появляются в современных печатных изданиях, но продажей занимались только церковные лавки. Полноценное время возвращения пасхальных поздравительных открыток считается с конца восьмидесятых годов. На сегодняшний день Выбор настолько огромен, что, собирая коллекцию, требуется не один альбом для их хранения.

Самая интересная коллекция описывает масленичную неделю по дням, великий пост, и пасхальное воскресенье. А возможности современной печатной индустрии позволяют производить печать на фактурных поверхностях, с различными фактурными дополнениями и конструкциями, а также модными объёмными изображениями выходя за рамки воображения.

И покоряя своей красотой настолько, что порой становится самостоятельным сувениром к светлому празднику Пасхи.

Автор публикации

0
Дорогие посетители, если Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями в социальных сетях просто нажав на кнопки ниже. Заранее благодарна Вам!!!
Комментарии: 0Публикации: 159Регистрация: 26-01-2018


Один комментарий:
  • в 08:08
    ссылка

    Очень удачно подобраны открытки, большое спасибо за данную подборку. Обязательно воспользуюсь ею к празднику

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Генерация пароля