Второй день Масленицы — заигрыш (вторник)

Масленица — самый веселый и разгульный праздник со времен древней Руси. В этот период сама природа чувствует приближение весны и начинает просыпаться после холодной зимы. А люди, после долгой зимы, тянутся друг к другу.
Не просто так второй день масленицы называется Заигрыш.

Утро второго дня масленицы начиналось с катания на горках. Катались и взрослые и дети. Для катания использовались обычные санки, коньки, салазки. Детишки по младше катались на ледянках. Ледянками могли быть любые коробки, корзинки, корыта, которые со стороны дна были покрыты слоем льда. Сидя в таких ледянках можно было легко катиться со снежной или ледяной горки. Для спуска с горы могли использоваться соломенные связки или старые шкурки, на которых спускались целыми группами.

Катание с горок было не простым развлечением, раньше существовало поверье о том, кто скатится с горы дальше всех, у того лён будет самым высоким. Для молодых семейных пар катание с горы было обязательным требованием. Раньше считали, что так молодая пара привлечет в свою семью благополучие и достаток, а в деревенские хранилища — богатый урожай.

Во время зайгрыша на Масленицу по дворам начинали ходить ряженые. Они желали хозяевам хорошего урожая, здоровья и благополучия, а взамен их потчевали блинами со сметаной и угощали медовухой.

Также второй день Масленицы был посвящен молодоженам. К молодоженам относились все семьи, кто поженился за год до масленицы. Одним из обязательных условий было участие этих пар в народных играх. Например, каждая пара должна была скатиться с ледяной горки или их могли поставить у столба и заставить целоваться. А иногда даже забрасывали старыми лаптями, когда молодожены проезжали на санях по деревне.

Молодые люди приглашали девушек кататься на ледяную горку или расписных санях, угощали разнообразными блинами и блинчиками. Все масленичные забавы вели к тому, чтобы заинтересовать понравившегося представителя противоположного пола. Все это можно было назвать одним словом — заигрыш. Определившиеся в своем выборе парни, переходили к сватовству.

Древние славяне очень серьезно относились к свадьбе, потому что она являлась началом семейной жизни. В старые времена, свадебный обряд был сложным и состоял из нескольких частей. Первым этапом было сватовство.

Первой, к невесте домой, приезжала сваха, которая являлась самым главным человеком свадебного действа. Сваха проводила первую встречу с отцом и матерью будущей невесты и узнавала какое приданное есть у невесты. Также одной из главных обязанностей свахи было убедить семью невесты, что представляемый жених самый подходящий вариант.

Иногда сваха самостоятельно искала подходящую невесту для жениха. В таком случае встреча будущих молодоженов проходила у свадебного алтаря. Вместо знакомства, будущему жениху и невесте, сваха рассказывала про внешний облик и человеческие качества друг друга.
После переговоров свахи и родителей невесты, назначалась дата сватовства, естественно если сваха убедила родителей невесты в выборе данного жениха.

День сватовства надо было держать в строжайшей тайне, так же как и маршрут сватов до невесты. Существовал поверье, что чем быстрее сваты приедут к родителям невесты, тем разговорчивее будут мама и папа невесты.
В первый визит сватов, жених не приезжал. Переговоры проводили стоя, чтобы быстрее договорится. Разговаривали сваты с отцом невесты.

Никакой отец с первого раза не соглашался на выдачу дочки замуж, потому что это было не пристойно. Иногда сватовство проходило в три — четыре этапа, хотя решение родителей было изначально положительным. Каждый раз родители невесты не отказывали жениху, а сообщали что им надо посоветоваться, обдумать, спросить совет у ближайшей родни.

Если же жених пришелся не ко двору, то родители невесты искали различные способы, чтобы мягко ему отказать. Рассказывали, что дочь еще очень молода или болеет плохой болезнью. Если и это не помогало, то приходилось выставлять сватов силой.

Иногда бывало, что родители невесты, желая породнится с определённой семьей, отправляли в дом потенциального жениха сватов от себя. Те со своей стороны нахваливали невесту, говорили о её красоте и умениях, объясняли выгоду родителям жениха от возможного союза.

Если вопрос уже был решен и надо было только провести сватовство второй раз, то в дом к невесте, помимо сватов, приезжал жених, родители жениха и их ближайшая родня.

Для долгожданных гостей накрывали стол с угощениями, поджигались свечи. Это действо называлось сговор (в настоящее время помолвкой).
В процессе «сговора» отец невесты официально подтверждал согласие на заключение брака. После получения официального согласия переходили к написанию «рядной записи» (своеобразный брачный договор). Рядная запись включала в себя: дату свадьбы, описание приданного невесты, траты на проведение свадебного обряда.
Порой там прописывались обязанности будущей жены на протяжении года после замужества или запреты для будущего мужа, например, бить свою жену.

После фиксации всех договоренностей, официальная часть сватовства завершалась. В том случае, когда семьи, планирующие женить своих детей, были зажиточными, то жених дарил своей невесте колечко, а она в ответ давала жениху платок. Кольцо и платок выступали не просто в роли подарков, а служили гарантией обеспечения обязательств данных их родителями.

Сват тоже не уходил с пустыми руками, а получал корочку хлебушка, которую оборачивали самым красивым платком. Это говорило всем о благополучном завершении сватовства. После чего все проходили к накрытому столу за угощениями.
По окончании сватовства определяли дату смотрин невесты и владений жениха.

С того времени многое поменялось и современный обряд сватовства стал намного проще. Жених самостоятельно получает согласие невесты и приводит своих родителей в дом будущей жены в заранее оговоренный день. К этому времени, мать и отец невесты уже знают избранника дочери и дают свое согласие на брак. Вот такое короткое сватовство.

Второй день масленицы подходил к концу. Для кого то он запомнится снежными горками и ароматными блинами. Для других этот день станет первым шагом к началу будущей счастливой семейной жизни.

Добавить комментарий

  1. Александр

    Умели раньше на Руси веселится, а сейчас, иногда даже не знаем соседей по именам, да что там говорить, зимы и те не снежные.

    Ответить